среда16 октября 2024
swoboda.in.ua

Борец за Израиль и сторонник Украины: как одессит Жаботинский уважал Шевченко и строил новую родину.

Идея создания независимого еврейского государства стала для него навязчивой мыслью.
Борец за Израиль и сторонник Украины: как одессит Жаботинский уважал Шевченко и строил новую родину.

В любом движении – будь то национально-освободительное, националистическое и тому подобное – всегда есть свои яркие и харизматичные лидеры. Владимир (Зеев) Жаботинский, родом из Одессы, вошел в историю сионистского движения как один из основателей и создателей государства Израиль. Он появился на свет 14 октября (по новому стилю) 1880 года в состоятельной семье ассимилированных евреев. Корни его родителей берут начало в Никополе и Бердичеве соответственно.

Идеологические основы мировоззрения Жаботинского прошли долгий и сложный путь. С 16 лет он работал в одной из крупнейших провинциальных газет Российской империи – "Одесский листок", даже стал ее корреспондентом в Швейцарии и Италии. Оказавшись в либеральной среде, он быстро завоевал известность как журналист и вскоре попробовал себя в роли писателя и переводчика, начиная с публикаций исключительно на русском языке.

В националистической, великодержавной Российской империи в 1903-1905 годах произошли еврейские погромы, фактически организованные под руководством царя Николая II, его окружения и большинства представителей высшего православного клира. Ужасный погром произошел 6(19)-7(20) апреля 1903 года в Кишиневе, в Бессарабии, унесший жизни около 50 человек и ранивший до 600.

Именно после Кишиневского погрома 1903 года будущий святой РПЦ, псевдоцелитель, протоиерей Иоанн Кронштадтский, известный как ярый монархист и черносотенец (что подразумевает и антисемитизм), писал: "Сердце царя государства, особенно скорбит об этом ужасном кровавом происшествии".

На самом деле, антисемитизм на протяжении многих десятилетий был неотъемлемой частью государственной политики империи Романовых. Евреи, находившиеся в полосе оседлости (большая часть материковой Украины, за исключением Слобожанщины, Крыма, Бессарабии, Беларуси, Литвы и губерний Царства Польского) были фактически изгоями. Хотя были исключения (купцы 1-й гильдии, выкресты, т.е. евреи-конвертанты, бывшие военные и лица с высшим образованием), абсолютное большинство представителей этой нации имели ограниченные права и не могли даже покидать территорию полосы оседлости.

Уже летом 1903 года Владимир Жаботинский вступает в еврейскую самооборону в Одессе и участвует в сборе средств для приобретения оружия. Наконец, он окончательно возвращается к еврейской идентичности предков, изучает древний еврейский язык – иврит (большинство украинских евреев-ашкенази говорили на идише) и начинает все больше интересоваться политикой.

В конце 1903 года Жаботинский переезжает в Санкт-Петербург, где продолжает свою журналистскую деятельность в газетах "Еврейская жизнь" и "Русь", а также в журнале "Заря". В условиях нарастания революционных настроений и начала Первой русской революции он в своих статьях отстаивал свободу личности и выступал против антисемитизма царской власти.

На тот момент 23-летний Жаботинский уже был известным литератором в России, автором пьес и острых фельетонов; среди его знакомых были друг детства Корней Чуковский (Корнийчук), а также Максим Горький и Александр Куприн, отмечавший его "врожденный талант". Однако уже тогда в Жаботинском, журналисте и литераторе, начинали преобладать политические амбиции. В августе 1903 года он был делегирован на VI Сионистский конгресс, который проходил в Базеле (Швейцария). Этот конгресс стал известен благодаря сфальсифицированным материалам, подготовленным тайной полицией Российской империи и опубликованным известным русским религиозным писателем-антисемитом Сергеем Нилусом в "Протоколах сионских мудрецов".

17(30) октября 1905 года, на фоне Всероссийской политической забастовки и угрозы свержения монархии после позорного поражения в Русско-японской войне, царь Николай II провозгласил Манифест. В этом документе говорилось о частичном даровании населению политических и личных свобод, а также о смягчении цензуры.

Это событие вызвало приподнятое настроение среди революционной молодежи и студентов. В то же время по всей стране начались "патриотические" демонстрации в поддержку властей, которые в черте оседлости на следующий день завершились погромами во многих городах. Главными мишенями погромщиков стали студенческая молодежь, часто радикально настроенная против царизма, и, конечно же, еврейское население.

Так, в Одессе, при почти полном бездействии властей, 18(31) октября 1905 года начался четырехдневный еврейский погром, в ходе которого только в городе (без учета пригородов) погибли более 500 человек. Этническая и религиозная ненависть православных граждан, часто обедневших и деклассированных, к евреям ("патриотические" демонстранты шли с портретами царя, иконами и хоругвями) накладывалась на обвинения последних в революционной деятельности.

Основную массу погромщиков составляли крестьяне из окрестных сел и тысячи мигрантов из российских губерний – в основном мужчины, приехавшие на сезонные работы в одесский порт. Полиция часто сама же участвовала в грабежах и убийствах; арестованные погромщики отпускались почти сразу после подписания "покаянных" листовок с уже заранее напечатанными "свидетельствами". Еврейская самооборона не смогла противостоять погромщикам, поддерживаемым властью; для восстановления порядка даже были задействованы военные части. Военные в первую очередь охотились на радикально настроенную молодежь и евреев…

Эти события превратили Жаботинского в радикала, но не социалистического толка. Идея создания независимого еврейского государства стала его фиксированной идеей. В первую очередь на исторической "земле Израиля" в Палестине, которая тогда находилась под контролем Османской империи. В 1908-1909 годах Жаботинский работал журналистом в Турции и впервые посетил Палестину, где встретился с евреями-репатриантами из первой и второй алии (репатриация, "подъем", "восхождение" на иврите). К 1914 году на древнюю родину переселилось более 75 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Больше всего репатриантов было из черты оседлости в Российской империи.

Лишь во время Первой мировой войны, а именно после захвата британскими войсками Иерусалима в декабре 1917 года и обнародования ранее, в ноябре 1917 года, Декларации главы МИД Великобритании Артура Бальфура, "еврейский вопрос" получил шанс на решение. И именно на земле Палестины, как обещали лондонские власти. Однако все пошло не так, как ожидали сионисты…

Еще в конце 1914 года Жаботинский, оказавшись в Египте – колонии Великобритании, – вместе с ветераном русско-японской войны Иосифом Трумельдором начал переговоры о создании Еврейского легиона. Одно из небольших еврейских подразделений даже участвовало в неудачной десантной операции на полуострове Галлиполи весной 1915 года. Однако только летом 1918 года были сформированы два подразделения из нескольких сотен евреев-добровольцев. Они успели отправиться на Ближний Восток и принимали участие в боях против турок и германцев. Жаб