среда05 февраля 2025
swoboda.in.ua

Британский профсоюз требует заказывать Eurofighter вместо F-35, иначе проект Tempest может оказаться под угрозой.

Выбор между собственным истребителем 4+ поколения и иностранным истребителем 5 поколения далеко не так прост.
Британский профсоюз требует заказывать Eurofighter вместо F-35, иначе проект Tempest может оказаться под угрозой.

От Министерства обороны Великобритании влиятельный профсоюз Unite, насчитывающий более 1,2 миллиона членов, требует закупки британского истребителя Eurofighter Typhoon, а не американского F-35. Это требование связано с тем, что в ближайшее время правительство планирует объявить о закупке дополнительных 24 истребителей для королевских ВВС.

При этом аргументы британского союза весьма убедительны, поскольку отказ от закупки Eurofighter, как отмечается, угрожает утратой компетенций. А тогда о производстве истребителя шестого поколения Tempest (создаваемого Великобританией, Италией и Японией) можно будет забыть.

Кроме того, профсоюз приводит довольно интересные цифры вовлеченности британской промышленности в производство истребителей. В частности, в изготовлении 24 Eurofighter примут участие 26 000 рабочих мест на два года для работников BAE Systems, Rolls-Royce, Leonardo UK и других компаний.

А вот участие Великобритании в производстве 24 истребителей пятого поколения F-35 - это работа на три месяца для 2000 специалистов BAE Systems.

F-35

Также ставится довольно простой вопрос - как Лондон будет продавать Eurofighter, если сам покупает F-35. Хотя со стороны Defense Express отметим, что этот европейский истребитель выбирают те, кто как раз не может купить F-35, например, та же Саудовская Аравия или Турция, которой через два года блокировки Германия, похоже, готова дать зеленый свет на закупку 40 единиц.

Eurofighter

В то же время можно отметить, что британские рабочие в определенной степени преувеличивают потери компетенций и угрозу для Tempest. Дело в том, что Eurofighter в последнее время получил целый ряд заказов. В частности, в декабре 2024 года Италия заказала 24 единицы, а Испания на дополнительные 25 самолетов в дополнение к еще 20, которые уже законтрактованы. А в июне прошлого года Германия сделала заказ на 20 Eurofighter. И это не считая имеющихся и потенциальных заказов для базовых заказчиков и на экспорт.

И к этим заказам, так или иначе, в их производстве примет участие BAE Systems, которому принадлежит 33% консорциума Eurofighter, а также Rolls-Royce с аналогичной долей в EuroJet Turbo, который поставляет двигатели для истребителя. Другое дело, что это участие будет, очевидно, меньшим, чем в производстве истребителей для собственных ВВС.

В любом случае перед новым лейбористским правительством Великобритании стоит не очень простая дилемма: закупать собственные истребители 4+ поколения, поддерживать собственный ОПК и оставлять деньги в своей экономике, или закупать машины 5 поколения, но американские.