Министерство обороны Норвегии отчиталось о том, что оно стало первой страной в мире, которая начала эксплуатацию F-35 на биотопливе. Точнее, на так называемом SAF (Sustainable Aviation Fuel - Устойчивое авиационное топливо), которое содержит 40% биотоплива.
Первые полеты с этим видом топлива прошли еще 14 января, что министр обороны страны Бьорн Арильд Грем назвал "исторической климатической инициативой". Поскольку норвежские истребители составляют около трети всех выбросов CO₂ в оборонном секторе Норвегии. А генеральная цель - достичь нулевых выбросов.
И для Украины эта новость может восприниматься как отличная иллюстрация выражения "сытый голодного не понимает". Более того, стоит добавить, что Норвегия первая в Европе по объему добычи нефти, третья в НАТО после США и Канады и 11 в мире. То есть переход на биотопливо это точно не из-за экономии, тем более, что сама Норвегия не занимает топовых мировых мест в его производстве. Кроме того, вообще сложно говорить об экологии в контексте оружия и самой войны.
Но дело в том, что решение норвежских военных связано не только с заботой об окружающей среде. И подход военных довольно прагматичный.
"Речь идет не только о климате. Также речь идет о технологическом развитии и оперативной готовности. Местное производство устойчивого авиационного топлива может снизить нашу зависимость от длинных цепочек поставок", - отметил Бьорн Арильд Грем.
То есть таким образом для Норвегии переход, или как минимум, проверка возможности F-35 летать на SAF это о снижении зависимости от логистики поставки авиационного топлива JP-8. И в частности о ситуации, когда в условиях войны доступ к авиационному топливу будет ограничен и его необходимо будет получать.
А аналогичные шаги, именно с сертификацией биотоплива в воздушных силах США прошли еще в 2000-2010-х годах. Например, F-22 был сертифицирован без ограничений на смеси JP-8 и биотоплива 50:50 еще в 2011 году, а на уровне 2016 года сертифицировали почти все свои системы и вооружение.