После появления информации о закупке Агентством оборонных закупок Минобороны Украины противотанковых мин M6A2 времён Второй мировой войны, поступил официальный комментарий ведомства, в котором раскрыты некоторые детали данного процесса. Однако чиновники забыли уточнить несколько крайне важных моментов.
В частности, Агентство отмечает, что контракт на закупку этих мин заключён без финансовых обязательств, и расчёт за M6A2 будет произведён только "при условии успешного прохождения технической инспекции всех изделий, включая полигонные испытания".
Указано, что эти мины фактически зарезервированы за Украиной, но их закупка зависит от "позитивного заключения инспекции всех изделий с участием конечного потребителя (представителей Генерального Штаба ВСУ), включая проведение полигонных испытаний партии каждого года производства".
В то же время, на фоне огласки, Defense Express из собственных источников стало известно о двух крайне важных деталях, о которых забыли в Агентстве. Первая заключается в том, что те самые мины с этого самого склада в одной из стран НАТО ранее предлагались Украине по цене 250 евро за единицу. Но тогда это предложение не рассматривалось, так как такая цена за 80-летние мины была признана слишком высокой.
Однако, как только поставщик сменился, а цена возросла до 600 евро за единицу на те же мины, в Агентстве оборонных закупок Минобороны не только заинтересовались, но и начали защищать этот контракт, апеллируя к критической необходимости украинской армии в противотанковых минах по всей линии фронта.
Особенно в условиях, когда, как сообщает сама Агентство, существует возможность бронировать вооружение "без финансовых обязательств". И если это возможно без какого-либо аванса, то почему бы не забронировать запасы более современных мин или вообще производство абсолютно новых.
Более того, апелляция к потребности в противотанковых минах здесь не работает, поскольку M6A2, которую хочет закупить Агентство, по сути не является противотанковой миной. Она не может разорвать гусеничную ленту, что было доказано на практике во время Второй мировой войны. В ней просто недостаточно взрывчатки, даже не принимая во внимание вопрос о том, как она будет работать после 80 лет хранения. Именно поэтому на производстве эти мины были заменены на вдвое более мощные M15 с 10 кг взрывчатого вещества.
Вторая деталь, которая стала известна, но была "забыта" Агентством оборонных закупок, заключается в том, что посредник, который и продаёт эти противотанковые мины, выставил очень ограниченные временные рамки для такой инспекции - три дня. При этом количество инспекторов также ограничено всего тремя лицами. Поэтому возникает вполне логичный вопрос, как три человека за три дня могут проверить далеко не одну, не десять, не сотни и даже не несколько тысяч противотанковых мин.
Однако возможной подсказкой является то, что само Агентство указало, что полигонные испытания должны пройти "партии каждого года производства". А доступные источники указывают, что их производили либо с осени 1943 года (до стандартизации под временным названием Т-6Е1), либо с мая 1944 по май 1945 года, так как их "сняли с конвейера" из-за низкой эффективности.
И остаётся надеяться на то, что из общего объёма для проверки не будет отобрано условные две мины за 1944 и 1945 год. А в целом на то, что в Агентстве оборонных закупок не пойдут на столь довольно странные требования со стороны посредника.
И в конце концов вопрос даже не в том, нужны ли такие мины, ведь можно быть уверенным, что украинские сапёры найдут им применение на поле боя. Но цена должна соответствовать рискам обращения с 80-летней взрывчаткой, гарантийные сроки эксплуатации которой истекли 20 лет назад по советским и 45 лет назад по американским нормативам. И если уже выступать их "утилизатором", то хотя бы не по цене, которая почти соответствует стоимости новой, точно работающей и точно противотанковой мины.