среда05 февраля 2025
swoboda.in.ua

Как Сталин лишил украинцев Рождества: историк делится судьбой этого любимого праздника.

Каждый украинец должен быть знаком с такой историей.
Как Сталин лишил украинцев Рождества: историк делится судьбой этого любимого праздника.

В этом году Украина во второй раз отмечает Рождество Христово 25 декабря. Это возвращение стало возможным благодаря возрождению традиций, которые стирались на протяжении десятилетий в эпоху советской власти.

Традиционное украинское Рождество с его колядками, щедривками и ритуальными праздниками стало жертвой коммунистической пропаганды, стремившейся вытеснить религиозные и национальные элементы, заменяя их на "новые", советские.

Почему Кремль так усердно пытался уничтожить наши традиции? Как советская пропаганда использовала детей? Как наши предки тайно отмечали Рождество и другие праздники? Почему Дед Мороз, которого "придумали в России", — это отчасти миф, и какое отношение к этому имеет Германия?

На эти вопросы " Телеграф " ответил известный историк, публицист и автор книги "Большая рождественская книга" Ярослав Грицак.

Борьба с "религиозным дурманом"

Антирождественская политика в СССР начала развиваться после Октябрьского переворота – в 1920-х годах.

"Главной нашей задачей является содействие фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков", – говорилось в декрете Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года.

Как отмечает в беседе с "Телеграфом" известный историк Ярослав Грицак, главной причиной преследований было не только подавление религии. Это был яркий пример борьбы против самих украинцев, их идентичности и будущего.

– Разделить эти явления на начальном этапе было крайне сложно. С приходом к власти большевиков в 1917 году их лозунгами стало упразднение всей "старой буржуазной культуры". Поэтому было запрещено не только Рождество, но даже Новый год, который в то время вообще не отмечали, – рассказывает он.

По его словам, советская пропаганда стремилась представить любые праздники, детские улыбки и подарки как "буржуазный пережиток", который необходимо сознательно уничтожить.

– В своей книге "Большая рождественская книга" я описывал, как в 1920-х годах организовывались массовые мероприятия, направленные на дискредитацию Рождества. Например, проводились митинги, в которых участвовали даже дошкольники. Их заставляли нести плакаты с лозунгами, высмеивающими религиозные традиции. То есть пропаганда охватывала все сферы жизни и начиналась буквально с низов, — объясняет публицист.

Фото советская антирелигиозная демонстрация с участием детей

"Родители, не сбивайте нас с толку, не делайте Рождества и елку", — было написано на одном из плакатов, которые держали дети из детских садов.

Наиболее уязвимой части населения внушали, что именно во время зимних праздников совершается больше всего преступлений и пьянства. А уже в 1927 году выходные дни на религиозные праздники были полностью отменены.

Фото антирождественские плакаты 1920-х годов

Как говорит Ярослав Грицак, такие массовые атаки были направлены на ослабление влияния церкви и традиционной культуры, так как они объединяли людей. Рождество было ядром, ключевым праздником каждой христианской веры.

— Кроме того, Рождество было очень популярным — это праздник радости, семейного уюта, тепла и общности. Во многих бедных семьях это был едва ли не единственный день в году, когда семья могла собраться вместе за праздничным столом и отведать что-то особенное. Это действительно был всенародный праздник, — считает историк.

Фото Рождество на Харьковщине начало 20 века

Советская власть стремилась "вырвать" этот праздник из жизни людей. То есть лишить его народного характера и заменить чем-то новым, советским. Конечно, речь идет и о разрушении национальной идентичности и исторической памяти.

"После Голодомора села перестали петь"

Документальных свидетельств о наказании тех, кто сопротивлялся в 1920-х годах, нет. Однако это гипотеза, которую мы должны подтвердить из воспоминаний людей, считает известный историк Ярослав Грицак.

— В 1920-х годах у советской власти еще не было "зубов и когтей", то есть такой развитой репрессивной системы, которая могла бы активно наказывать. Это был период относительно умеренной политики – время НЭПа (новой экономической политики), – говорит он.

То есть, власть больше занималась декларациями и идеологической борьбой. А жестких средств у них еще не было, или на тот момент они не хотели их использовать.

— Например, есть интересные воспоминания Ивана Козловского, известного украинского певца, который, кстати, был любимым певцом Сталина. Он вспоминал, как в 1920-х годах, будучи красноармейцем, вместе с другими ходил колядовать. Это происходило, в частности, в Полтаве. Также он упоминал о своей встрече с известным писателем Владимиром Короленко. То есть я думаю, что к тому времени борьба с Рождеством еще не носила тотального характера. Им не удавалось подавить это, – утверждает Ярослав Грицак.

К тому же , следует понимать, что в 1920-х годах украинские силы и культура все еще оставались сильными. Власть была слабой и фактически "висела в воздухе".

Фото Рождество в Донецкой области 1905 год

Настоящая атака на традицию началась в 1929 году, во время коллективизации. В то время советская власть ввела масштабные репрессивные меры, которые стали частью политики строительства "новой страны". Одним из пунктов этой кампании было абсолютное уничтожение религии: закрытие и разрушение церквей, уничтожение картин в монастырях, арест священников.

— Соответственно, усилились атаки и на народные традиции. Особый пик эта борьба достигла во время Голодомора 1932–1933 годов. Многие пережившие Голодомор вспоминали, что после 1933 года села "перестали петь", а колядование постепенно исчезло, — говорит Грицак.

Ну а позже колядовать стало просто небезопасно. Поскольку колядование теперь стало синонимом антисоветского акта.

"Поколение, забывшее Рождество"

Наверное, больше всего от антирелигиозной кампании "досталось" одной из самых известных украинских колядок "Новая радость стала".

Однако, как рассказывает историк, услышать звон колядок до 50-х годов еще можно было на Западной Украине. Это не было так радикально искоренено, и есть соответствующие свидетельства. К примеру, во Львове сразу после войны, в 1945-1946 годах, местные студенты организовали коридор для своего профессора.

– Это произошло во время занятия на Рождество. Когда профессор, специалист по латинскому языку, зашел в класс, студенты – поляки и украинцы – встали и начали петь. Колядовали сначала на латыни, потом на украинском и польском языках. А оказавшиеся во Львове студенты из Восточной Украины удивлялись, ведь они уже забыли, что такое колядование. Это был яркий пример поколенческого разрыва, – считает Грицак.

Фото ноты оригинальной колядки Новая радость стала

Как отмечает историк, с начала 1950-х годов появилось целое поколение людей, не знавших, что такое Рождество. А если и знали, то праздновали его тайком, стараясь, чтобы никто не узнал и не увидел.

"Дед Мороза придумали не совсем россияне"