среда05 февраля 2025
swoboda.in.ua

В Стамбуле стартовало строительство первого полноценного турецкого авианосца MÜGEM.

Авианосец MÜGEM станет первым кораблем такого класса для Турции.
В Стамбуле стартовало строительство первого полноценного турецкого авианосца MÜGEM.

Турция начала строительство своего первого полноценного авианосца по проекту MÜGEM. Первая резка стали для нового корабля состоялась на прошлой неделе, во второй день нового 2025 года на верфи в Стамбуле, о чем сообщили ВМС страны.

Для Турции строительство MÜGEM, проект которого был окончательно утвержден в конце лета 2024 года, является поистине национальным проектом и первым опытом строительства настоящих полноценный авианосцев. Он будет иметь длину 285 метров, ширину 72 метра и водоизмещение в 60 тысяч тонн. Для сравнения, британский Queen Elizabeth - 70 тонн, а французский Charles de Gaulle - 42 тонны.

MÜGEM

MÜGEM будет иметь авиакрыло размером до 50 летательных аппаратов. Однако на фоне отсутствия полноценного палубного истребителя его состав будет не совсем традиционным. Единственным пилотируемым самолетом станет боевая версия учебно-тренировочной машины Hürjet, обладающая довольно ограниченными боевыми возможностями. Но это будет компенсировано дронами: разведывательно-ударным TB3 и дрон-истребителем Kızılelma от Bayraktar, а также ударным Anka-3, который впервые поднялся в воздух в декабре 2023 года.

На данный момент авианосец будет оснащен трамплином, но в дальнейшем существуют планы его оснащения катапультой. Последнее может открыть возможности для разнообразия состава авиагруппы, в частности благодаря специальной версии национального истребителя KAAN. Стоит отметить, что сроки строительства MÜGEM остаются не объявленными, но, скорее всего, запланированы на рубеж 20-30-х годов.

Hürjet

Стоит отметить, что Турция формально уже имеет в строю первый авианосец - TCG Anadolu (L 400)

с водоизмещением

24,6 тонны. Но он

создан на базе испанского

Juan Carlos I, который ближе к универсальным десантным кораблям. И из-за того, что Anadolu

планировался

под F-35B, закупка которых стала невозможной из-за приобретения российских С-400, он был

переквалифицирован в "дроновоз": с Kızılelma и Bayraktar TB3

.

Учитывая то, что кроме Anadolu Турция планирует иметь в строю еще один аналогичный корабль Trakya, вместе с MÜGEM это формально расширит авианосные возможности турецких ВМС до трех кораблей. Для сравнения, в Италии есть лишь 35000-тонный Cavour, во Франции - упомянутый Charles de Gaulle и только Великобритания имеет два авианосца класса Queen Elizabeth. При этом зона ответственности европейских государств значительно шире, чем у Турции.