воскресенье16 марта 2025
swoboda.in.ua

Как румыны сначала разрабатывали свой Saur на базе БТР-80, а затем в итоге приобрели Piranha V.

Как так получилось, что Румыния долгое время разрабатывала собственную бронетехнику, а затем в итоге приобрела западную машину?
Как румыны сначала разрабатывали свой Saur на базе БТР-80, а затем в итоге приобрели Piranha V.

В феврале 2023 года Министерство обороны Румынии приняло решение закупить 150 колесных бронемашин Piranha V в дополнение к заказанным в 2017 году 227 ББМ этого типа с частичной локализацией производства на мощностях совместного румынско-американского предприятия, созданного Uzina Mecanică Bucharest и General Dynamics European Land Systems.

Это решение явно вызвало определенный "фантомный болевой синдром" у румынских профильных обозревателей, которые с некоторой регулярностью упоминают о том, что когда-то Румыния работала над собственной машиной по проекту Saur на базе БТР-80, и что, несмотря на определенные успехи в разработке, эта ББМ так и не была запущена в серийное производство.

Например, в своей новой публикации румынский профильный портал Defense Romania приводит слова руководителя профильной ассоциации Patromil Виорела Маноле о том, что вариант упомянутой ББМ под обозначением Saur 2 в итоге не заинтересовал румынскую армию именно из-за недостаточного уровня защищенности по сравнению с западными ББМ, что в конечном итоге привело к выбору Piranha V.

Тем не менее, по мнению Маноле, проекту Saur 2 можно было бы дать определенный толчок, если бы румынская армия заказала определенное количество таких бронемашин в санитарном варианте для использования в чрезвычайных ситуациях, например, при наводнениях.

Поскольку, несмотря на явные проблемы с уровнем защищенности Saur 2, способность этой машины преодолевать водные преграды вплавь, заложенная конструкторами, на самом деле является ценным качеством в условиях рельефа Румынии. Тем более, что упомянутые выше Piranha V, которые румынская армия покупает в нескольких вариантах, не имеют опции преодоления водных преград вплавь.

Однако, как далее прямо следует из этой же публикации, румынских военных в истории с проектом Saur могли не устроить не столько характеристики самой машины, сколько скорее длительность работ, которые фактически затянулись почти на 30 лет, но без ощутимого результата "на выходе".

Поскольку если быть более конкретным, то над машиной в базовом варианте Saur на основе советского БТР-80 румынский ОПК начал работать еще в 1988 году, хотя тогда машина имела индекс B33 Zimbru. После распада СССР и "Варшавского договора" проект был поставлен "на паузу", однако в начале 2000-х годов был реанимирован и получил обозначение Saur 1.

Тем не менее простая "перепаковка" бронемашины стандарта "Варшавского договора" не устроила военных Румынии как страны, которая уже на тот момент стала участником НАТО. Так на свет появился новый вариант этой бронемашины под обозначением Saur 2, по которому во время испытаний проявились проблемы с уровнем защищенности и работой силовой установки.

Попытки румынских конструкторов исправить эти проблемы и создать новый вариант машины под обозначением Saur 3 не нашли отклика в Министерстве обороны Румынии, которое искало вариант колесной ББМ с шасси 8x8 для программы "Национальный бронетранспортер".

Таким образом, в итоге получилось, что уже в 2010-х годах проект колесной бронемашины Saur перешел в статус "перспективной нереализованной разработки" и стал предметом "фантомной боли" румынского оборонно-промышленного комплекса.