четвер21 листопада 2024
swoboda.in.ua

Договор о нераспространении ядерного оружия: как Украина может использовать его для восстановления территориальной целостности

Александр Антонюк политический эксперт Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сообщил о разработке концепции возвращения оккупированного Россией Крыма под контроль украинской власти. Политический эксперт Александр Антонюк предлагает вспомнить в этом ракурсе Будапештский меморандум и Договор о нераспространении ядерного оружия.
Договор о нераспространении ядерного оружия: как Украина может использовать его для восстановления территориальной целостности

«Я разделяю и поддерживаю позицию главы МИД.

Любые действия государственных органов, в том числе МИД, должны руководствоваться Законами Украины и Конституцией Украины. В частности, в данном случае уместно вспомнить Будапештский меморандум, который считается не декларацией о намерениях, как нам длительное время пытались объяснить отдельные политики или должностные лица, а – международным соглашением.

Статьей 1 Закона Украины "О международных договорах" определено, что этот Закон применяется ко всем международным договорам Украины, регулируемых нормами международного права и заключенных в соответствии с Конституцией Украины и требованиями настоящего Закона.

Так, согласно части первой статьи 2 Закона Украины "О международных договорах", международный договор Украины – заключенный в письменной форме с иностранным государством или другим субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т.д.).

Анализ приведенных норм дает основания считать, что Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 05.12.1994 является международным договором.

Целью заключения Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО стало противодействие территориальной целостности и политической независимости Украины.

Исходя из решения Окружного административного суда города Киева № 640/4576/20 от 24.04.2020, в котором суд считает Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО соответствующим термину "международный договор", определенному в статьях 1, 2 Закона Украины "О международных договорах", есть политико-правовые основания настаивать на его выполнении со стороны стран подписантов.

Далее в трактовках договора я ссылаюсь изложенные мысли моего коллеги (высококлассного юриста) Назария Олексюка.

БУДАПЕШТСКИЙ МЕМОРАНДУМ – ПО СУТИ.

Итак:

1. Полное название "Будапештского меморандума" – Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

2. Теперь обращаем внимание на ключевые слова и запоминаем их для дальнейшего понимания - "гарантии" и "договор о нераспространении ядерного оружия".

3. Итак, речь идет о содержании Договора о нераспространении ядерного оружия, который Украина ратифицировала соответствующим законом в 1994 году. Поэтому обращаемся к его содержанию. Нас интересует то его положение, где указано, что обещается государству, не обладающему ядерным оружием, а также – если оно от него отказалась, а также пообещало не создавать и не владеть таким оружием. Сам договор ничего не гарантирует и ничего не обещает.

4. Но в настоящем Договоре есть статья 10, которая указывает - Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны.

5. А теперь открываем Закон Украины «О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия» от 1 июля 1968 года и внимательно читаем п.4 – угроза силой или ее применения против территориальной целостности и неприкосновенности границ или политической независимости Украины со стороны любой ядерной державы, так же, как и применение экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, будут рассматриваться Украиной как исключительные обстоятельства, которые поставили под угрозу ее высшие интересы.

6. В п.5 есть предостережение от Украины, высказанное при присоединении к Договору. А поскольку такие обстоятельства имели место, то согласно ст.10 Договора и нашей оговорки к нему – мы вправе выйти из ДНЯО.

7. А теперь возвращаемся к меморандуму. Там США, Великобритания и РФ гарантируют не нападать, не вмешиваться, уважать суверенитет, территориальную целостность и. т.д.

8. Гарантия – это правило, которое устанавливает определенный порядок вещей. А в случае несоблюдения этого порядка должен быть осуществлен определенный другой процесс, или что-то совершено конкретно. В меморандуме же нет ничего о несоблюдении гарантии. То есть – никаких гарантий. Точка.

9. В п.6 меморандума говорится, что Украина, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки будут проводить консультации в случае возникновения ситуации, в результате которой возникает вопрос относительно этих обязательств. Консультации – и всё.

10. В итоге – с подписантами меморандума надо говорить не о меморандуме, а о Договоре о нераспространении ядерного оружия, к которому Украина присоединилась, но имеет все основания выйти, таким образом, заставив решить проблему нашего суверенитета раз и навсегда в справедливом для нас контексте – и безотлагательно».